Живопись о Великой Отечественной войне
в наши дни
Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны и с каждым годом все сложнее сохранять память о войне. Все меньше остается ветеранов, непосредственных участников тех героических событий, которые могут о ней рассказать. Наша обязанность - сохранять и передавать из поколения в поколение правду о самой страшной войне XX века, о мужестве и беззаветном служении своей Родине наших дедов и прадедов, о великом подвиге народа.
Искусство является одним из способов сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне и связи поколений. Обращение современных художников к историческим событиям Великой Отечественной войны - продолжение и развитие традиционной для российского искусства темы защиты Отечества. В творчестве сыновей и внуков-фронтовиков она является приоритетной: нравственная сила простого солдата, сражавшегося до последнего патрона, для них также значима, как и вечные темы: мужество, судьба народа, смерть и бессмертие.
Неоценимый вклад в формирование исторической памяти вносят участники творческой группы «Мастерская военных художников» Ростова-на-Дону. Руководителем этой творческой группы является член Союза художников России, Союза педагогов-художников и Творческого союза художников России, а также Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО Валерий Вячеславович Величкевич.
Глава 1
Одним из уцелевших зданий была Старообрядческая церковь. В ее стенах в годы оккупации старообрядцы прятали раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии и евреев. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой выхаживали тяжелораненых солдат.
На картине изображена Старообрядческая церковь, которая осталась целой после того, как г. Ростов-на-Дону нещадно бомбили немецкие войска и Советская Армия, освобождавшая его. В первый раз немецкий одиночный самолет бомбил город в конце июля 1941 года. Он прилетел со стороны Азовского моря, с горящими бортовыми огнями и сбросил несколько бомб: на южной горловине станции.
Валерий Вячеславович Величкевич
Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, февраль 1943 года. Из эвакуации
Затем Ростов-на-Дону подвергался воздушным атакам бомбардировщиков до оккупации немцами города - августа 1942 года. После того, как враги заняли Ростов-на-Дону, начались бомбежки города нашей авиацией. Разрушено было почти все. Целые крыши можно было посчитать по пальцам.
Ростов на Дону
Старообрядческая Церковь
Здание Старообрядческой церкви занимает ведущее положение в картине и определяет смысловое и художественное содержание произведения. Автору удалось живописно передать своеобразие и художественное очарование сохранившегося памятника архитектуры. Мягкость и покой зимних сумерек, торжественная ночная тишина передает зрителю драматизм происходящего во время оккупации города врагом, а свинцовое небо его усиливает.
Глава 2
Художник правдиво передает энергию боя через волевое движение воина, направленным вправо, и как будто стремящимся вырваться за пределы картинной плоскости. Ритмичное членение плитки под ногами солдата усиливает ощущение движения.
На картине Валерия Вячеславовича Величкевича «За наш город» изображен раненый молодой солдат, возможно, идущий в свою последнюю атаку на врага. Голова бойца перевязана окровавленным бинтом, но он продолжает стрелять из пулемета, защищая свой родной город от фашистов. В правом верхнем углу композиции - Собор Рождества Пресвятой Богородицы, виднеющийся среди клубов черного и серого дыма.
Валерий Вячеславович Величкевич
За наш город
2021 г
Летом 1942 года немецкий самолет сбросил много мелких бомб в квадрате переулков Островского, Соборного, улицы Садовой и Темерницкой. Одна из бомб разорвалась на вершине фонарного столба на углу, у входа в нынешний ЦУМ (тогда там была библиотека госуниверситета) и накрыла сверху осколками все трамвайные остановки.
После этого городской комитет обороны принял решение: взорвать колокольню у собора — она служила ориентиром для фашистских летчиков. Был назначен день взрыва и время — три часа ночи. Все население, жившее в округе, эвакуировали. Ее взрывали целую неделю, взорвали два верхних яруса колокольни.
Глава 3
Моряки, которых немцы за цвет формы и бесстрашие прозвали «черной смертью», были активными участниками боевых действий в Великой Отечественной Войне как на море, так и на суше. В боях под Ростовом-на-Дону моряки Азовской военной флотилии, Черноморского флота показали самоотверженность, мужество и героизм. С большой отвагой советские моряки вели борьбу с врагом. Здесь началась боевая слава Цезаря Куникова — будущего Героя Советского Союза, бесстрашного комбата, возглавлявшего отряд моряков специального назначения в ходе Южно-Озерейской десантной операции под Новороссийском
Валерий Вячеславович Величкевич
«Весточка»
этюд в картине
2017 год
Этюд показывает нам молодого моряка в минуту краткого отдыха – он задумчиво сидит с фотографией близкого человека и пишет, возможно, свое последнее письмо. За моряком на стене висит пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). Кажется, что моряк вот-тот допишет письмо, снимет со стены орудие и пойдет воевать.
Картина написана динамичными свободными мазками, которые уверенно лепят форму и передают ощущение пространства.
Глава 4
Бои с немецкими захватчиками, которые пришлось вести советским воинам, были выматывающие, страшные, на пределе человеческих возможностей. Эскиз Валерия Величкевича показывает молодого пехотинца в воронке окопа во время противостояния с врагом. Воронка интересна тем, что её можно комбинировать. Кулисы, расположенные с двух сторон, не закрывают героя.
Валерий Вячеславович Величкевич
«У подвига нет срока давности», эскиз, 2021г
Совсем юный солдат присел на минуту, чтобы попить из фляги и перезарядить оружие. Его усталый взгляд направлен на зрителя – бой, вероятно, идет уже не один час. Многие отважные герои пали. Другие — даже раненые — сдерживают атаки вражеских войск. Рядом с пехотинцем лежат стрелянные гильзы и армейская каска. На дальнем плане фигуры ещё двух солдат и черный дым от взрывов снарядов.
Окоп, изрытая земля, кусок мрачного неба немногослойно и сурово характеризуют обстановку боя. Картина почти однотонна. Ситуация крайне напряжена. Горсточка бойцов вступила в неравный бой. Художник показывает их волю, отвагу, решимость пожертвовать собой, оставаясь верным долгу и Родине.
Глава 5
Экспрессию и драматизм последнего ожесточённого боя убедительно передает в своей работе Исаков Андрей Степанович. Центром композиции картины становится голова кричащего от боли и ужаса солдата. Контуженный взрывом он закрывает уши руками. Тело его товарища безжизненно распростерто по земле. Вокруг солдат перепаханная взрывами земля. Живые и мертвые — все смешалось в трагическом кровавом круговороте.
Андрей Степанович Исаков
«Последний бой»
2015 год
Работа автора поражает своей мощью. Она наполнена таким человеческими переживаниями, такой болью, что невольно притягивает к себе внимание зрителя и заставляет сердце стучать учащённо, она будоражит сознание и рождает различные мысли.
Глава 6
Картина Лукьянова «Подвиг. Русский солдат Александр Матросов». Это даже не картина. Это – икона. Достаточно сравнить её с известным произведением баталиста Владимира Памфилова «Подвиг Александра Матросова». У Памфилова герой бежит к вражескому дзоту в маскхалате, утопая в снегу. У Лукьянова – святой Александр взлетает над землёй, а белый маскхалат служит ему чистыми ангельскими крыльями.
Рафаэль Ливеpиевича Лукьянов
«Подвиг. Русский солдат Александр Матросов» 2015 год
Подвиг Александра Матросова стал одним из символов героизма и вошел в историю Великой Отечественной войны. 23 февраля 1943 года батальону, где служил Александр Матросов, было приказано занять деревню Чернушки, прорвать линию обороны фашистов. Батальон поднялся в атаку, но вдруг начал бить пулемёт из немецкого дота. Бойцы залегли. Александр Матросов добровольно пошел в разведку, дополз до мертвой зоны, бросил гранаты и обстрел прекратился. Бойцы поднялись в атаку, но опять застрочил смертоносный огонь. И в этот миг рядовой Александр Матросов грудью защитил жизнь своих товарищей
Глава 7
На этюде к картине изображен молодой мужчина – боец советской армии, освободивший не один город своего Отечества от фашистов, среди которых, может быть, был и Ростов-на-Дону. Ростов был избавлен от немецких оккупантов дважды: в 1941 году и 1943 году, вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России.
Валерий Вячеславович Величкевич
"Освободитель"
этюд к картине, 2019 год
Возможно, изображенный солдат шагает по главной площади города Ростов-на-Дону. Ствол пулемета опущен вниз – страшная война окончена. Несмотря на молодой возраст, он уже герой и имеет медаль на груди. Боец идет уверенным шагом мимо разрушенных гитлеровцами строений, на нем обмундирование советского пехотинца, а в руках самый массовый пистолет-пулемет Красной армии – пистолет-пулемет Шпагина (ППШ)
Этюд выполнен в охристых и серых тонах. Пространство впереди бойца придает динамику композиции и создает место для шага героя.
На фронте многим образцам оружия и боевой техники бойцы давали созвучные маркировке ласковые прозвища. Так 76-мм дивизионную пушку ЗиС-3 прозвали «Зосей», 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелей», а самозарядную винтовку Токарева «СВТ-38/40» — «Светкой». Пистолет-пулемет ППШ-41 солдаты прозвали «Папашей». Оружие Шпагина на фронте было просто незаменимо для рассеивания цепей наступающей пехоты, при штурме укреплений и окопов противника, в боях в городе.
Глава 8
Глядя на эту картину, невольно вспоминаются слова из песни «Землянка»
(музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова):

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза….

… Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами, снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага…
Валерий Вячеславович Величкевич
«Недописанное письмо»
2017 г
На фронте типичным местом отдыха солдат была маленькая землянка, где топилась печка-буржуйка и при свече из стреляной гильзы можно было написать весточку домой – знаменитый фронтовой треугольник. На картине «Недописанное письмо» автор изображает именно такой неприхотливый военный быт. Колорит работы темный и теплый, передающий небольшое пространство землянки, освещенной красными отблесками огня из печи.
9
Повернув налево, автоматчики вырвались на Театральную площадь. Другая группа нашей пехоты, шедшая вслед за первой, пересекла город поперек и вышла к его северной окраине, овладев Красным поселком и заводом «Ростсельмаш». Тогда враг, неся огромные потери, в беспорядке отступил.
Дмитрий Гончаров
«14 февраля» 2018 год
Уличные бои шли вплоть до утра и закончились полной победой советских войск. К восьми часам 14 февраля г. Ростов-на-Дону был полностью освобожден от противника
Необычайно светлую по цветовому решению картину в 2018-м году создаёт донской художник Дмитрий Гончаров. Светлые тона дарят ощущение надежды на успех советских войск. Время происходящих событий – февраль 1943 года. Автор картины воссоздал бой за освобождение г. Ростова-на-Дону с левого берега реки Дон. Гитлеровцы ожесточенно обороняли город, не желая терять контроль над этим крупным, стратегически важным центром. Поэтому его взятие советскими войсками представляло собой сложную и стоившую многих человеческих жизней операцию.
В ночь с 13 на 14 февраля под ударами советской пехоты немцы оставили Аксайскую – один из сильнейших опорных пунктов на северо-восточной окраине города. Ночью с Зеленого острова красноармейцы ворвались в Нахичевань. Отряды автоматчиков уничтожили немцев на Береговой улице и начали продвижение по 1-й Рабкоровской улице (ныне – улица Листопадова) и 2-й Рабкоровской (ныне – улица Богданова). Они смяли вражеские позиции на обеих Пролетарских лицах и обеих Инженерных улицах (сейчас – улицы Мясникова и Сарьяна), после чего вышли на площадь Свободы.
Ростов на Дону
Старообрядческая Церковь
Глава 10
На картине «Строки, опаленные войной» изображены бойцы, идущие строем по разбитой военной дороге. Над их головами художник символически расположил горящую карту военных действий Великой Отечественной Войны. Награды и ордена героев ждут этих солдат, но домой они скорее всего не вернутся. Об этом свидетельствует дорога, уходящая вдаль.
Поступаль Евгения
«Строки, опаленные войной»,
2020 год
Фронтовые письма, занимающие большую часть пространства картины – единственные весточки с фронта, которые мог послать советский солдат своим любимым и близким людям. Голубизна летнего неба, яркие краски, на которые не поскупился художник означают, что миллионы уходящих солдат отдали жизни за победу и мирное небо над Родиной.
Глава 11
В суровые годы войны женщины, оставшиеся в тылу, с надеждой ждали вестей с фронта. На полотне Валерия Вячеславовича изображен типичный интерьер комнаты времен Великой Отечественной Войны: заклеенные косым крестом стекла окон, печка-буржуйка, ведро с углём, кочерга, дрова и бумажная радиотарелка «Рекорд», из которой доносился волнующий голос диктора Юрия Левитана: «От Советского информбюро…»
Валерий Вячеславович Величкевич
«Теплота надежды»,
2018 год
На стене висят фотографии родных, которые ушли «бить врага» и дают о себе знать лишь через короткие письма-треугольники, лежащие на подоконнике рядом с очками. На стул наброшен цветастый платок, греется чайник – хозяйка комнаты отлучилась только на мгновенье и вскоре вновь продолжит перечитывать дорогое сердцу письмо фронтовика. На подоконнике лежит книга. Томов такой толщины в советское время не выпускали. Это могла быть лишь дореволюционная Библия, которую читала женщина. Картина Валерия Вячеславовича потрясает зрителя своей тёплой и душевной атмосферой.
Глава 12
Самый страшный из всех документов Великой Отечественной войны. «Извещение по форме N 4». Что такое «Форма N 4» предпочитали не говорить вслух, однако и эта форма имела свое официальное определение: «Извещение о смерти военнослужащего». В первые дни войны похоронки приходили в форме фронтовых почтовых треугольников на обычных тетрадных листочках.
Рафаэль Ливеpиевича Лукьянов
«Извещение»
2020 год
Холодный мрачный колорит натюрморта Рафаэля Лукьянова отражает скорбь родных солдата, на которого пришла похоронка. Потухшая керосинка, как оборванная войной жизнь, уже не может дарить людям свет.
Глава 13
На картине изображен русский солдат, который раздает еду немецким детям. Солдат, у которого неизвестно что делается дома, где находятся его дети, кормит детей врага… Того самого врага, которого он четыре года мечтал уничтожить и отомстить за все страдания… Что при этом происходит в его душе? Как из ненависти вырастает сострадание?
Анна Турикова
«Первый день мира»
2015 год
В этой работе художник прекрасно показал «первый день мира» - все люди устали от войны, и постепенно приходит радость. Печально то, что даже во время такой помощи немецкие снайперы продолжали убивать русских солдат.
Гуманность советских войск по отношению к немцам после того, что они совершили на советской территории, до сих пор поражает и удивляет самих жителей ФРГ. Сохранились документы, в которых говорится, что в случае сдачи Ленинграда Германия не станет кормить его жителей, потому что их слишком много. Людей обрекали на смерть при любом раскладе…
Глава 14
За очевидным реализмом нередко скрывается символика, «закадровый текст», второй и третий смысл. Вот картина Рафаэля Лукьянова «Военная весна». Женщины в телогрейках, стоя в поле, радостно машут эшелону, идущему на фронт с боевой техникой.
Рафаэль Ливеpиевича Лукьянов
«Военная весна»
Всё просто, всё ясно. Но всё ли? В центре женской четвёрки, полускрытый для зрителя, едва просматривается плуг, а под ногами у бабонек – только что вспаханные несколько борозд черной земли. Значит, впереди – труд тяжелейший: ведь пахать приходится без лошади, самим впрягаясь в этот самый плуг. Ну и шут с ним! Зато наши, наши получат на передовой новенькие гаубицы!
Глава 15
Военный натюрморт художника Юрия Шевченко наполнен предметами, ставшими символами трудных военных лет: солдатская фляга, письмо-треугольник, свеча из пустой гильзы снаряда, медали фронтовиков… Красные цветы, стоящие на столе, напоминают нам о Дне Победы, приобретенном дорогой ценой.
Юрий Александрович Шевченко
«Память»
2019 год
В правом верхнем углу на фоне голубого неба изображен самый высокий памятник воинам-освободителям Ростова. Монумент служит напоминанием современникам о страшных днях Второй Мировой войны и величайших подвигах русских солдат, поклониться которым сюда ежегодно приходят тысячи людей.
Граненый стакан, наполовину наполненный, горящая свеча и клин журавлей, улетающих ввысь, символизируют вечную память о подвиге воинов, павших в боях за Родину. Радуга является символом высшей красоты, который вечно занят спасением мира, а по мнению некоторых искусствоведов, еще и пробуждает нравственное здоровье.
Заключение
Мы познакомились с картинами современных донских художников, дающих представление о нынешнем изобразительном искусстве о Великой Отечественной войне. Участники творческой группы в своих работах стремятся усвоить и интерпретировать лучшие традиции мастерства, дух авторов века ушедшего, ищут новые выразительные средства и формы. Их картины рассказывают зрителю о страданиях народа, о сломанных судьбах и ужасных событиях, происходящих в г. Ростове-на-Дону в военное время, о героизме советских людей, их преданность Родине.
Память поколений - тема, которая не должна быть забыта. Сегодня очень важно помнить тот великий подвиг, который совершили наши деды и прадеды, быть благодарными за него и гордо нести славу нашей победы, чтобы ни один герой не был забыт, и смерть его не была напрасной. Источником этой памяти, неугасающим огнем в нашей душе являются картины участников творческой группы «Мастерская военных художников»